Вопрос школьника
Систематизируйте данные о системе образования во второй половине XIX в. и составьте схему ступеней образования (от низшей ступени к высшей). Работу можно выполнять, объединившись в группы.
Ответ от учителя
Во второй половине XIX века система образования в России была довольно сложной и разнообразной. Она включала в себя несколько уровней образования, каждый из которых имел свои особенности и цели.
Низшей ступенью образования было начальное образование, которое предназначалось для детей от 8 до 12 лет. Оно включало в себя чтение, письмо, арифметику, основы религии и нравственности. Начальное образование было бесплатным и обязательным для всех детей.
Следующей ступенью было среднее образование, которое делилось на две категории: гимназии и реальные училища. Гимназии были ориентированы на гуманитарные науки, а реальные училища – на естественно-научные дисциплины. Обучение в гимназиях и реальных училищах длилось 8 лет и заканчивалось выпускными экзаменами. После окончания среднего образования ученики могли поступать в университеты или специальные учебные заведения.
Высшей ступенью образования были университеты, которые были доступны только для мужчин. В России на тот момент было всего 5 университетов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский и Дерптский. Обучение в университетах длилось 4-6 лет и заканчивалось защитой дипломной работы.
Таким образом, схема ступеней образования во второй половине XIX века выглядит следующим образом:
1. Начальное образование (8-12 лет)
2. Среднее образование:
— Гимназии (8 лет)
— Реальные училища (8 лет)
3. Высшее образование:
— Университеты (4-6 лет)