Вопрос школьника
Используя схему, запишите все пары согласных: 1) по звонкости — глухости; 2) твёрдости — мягкости. Произнесите каждый согласный звук правильно и чётко. Проверьте правильность выполнения задания, обратившись к части 3 учебника (см. примечание
к фонетическому разбору слова).
Ответ от учителя
1) Пары согласных по звонкости-глухости: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, м-м, н-н, л-л, р-р.
2) Пары согласных по твёрдости-мягкости: к-ч, г-ж, х-ш, т-ть, д-дь, п-пь, б-бь, в-вь, с-сь, з-зь, ф-фь.
При произнесении каждого согласного звука необходимо обратить внимание на его артикуляцию и место образования звука в ротовой полости. Например, звук [б] произносится при зажатии губами воздушного потока и его резком выпуске, звук [ш] образуется при сужении губ и языка в передней части ротовой полости.
Для проверки правильности выполнения задания можно обратиться к части 3 учебника, где приведены фонетические разборы слов. Например, слово «большой» разбивается на звуки [б], [о], [л’], [ш’], [о], [й], где [б] — звук по звонкости, [ш’] — звук по мягкости.