Вопрос школьника
Учащиеся собрались на экскурсию и высказали пожелания, чтобы в день экскурсии урок математики был первым или вторым, чтения — вторым или третьим, природоведения — первым или третьим. Можно ли удовлетворить пожелания учащихся? Если можно, то сколькими способами и какими?
Ответ от учителя
Для того, чтобы удовлетворить пожелания учащихся, необходимо определить, сколько способов можно распределить три урока (математику, чтение и природоведение) на три временных слота (первый, второй и третий).
Существует 3! = 6 способов распределить три урока на три временных слота без учета пожеланий учащихся. Это можно увидеть, составив таблицу:
| Временной слот | Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 |
|—————-|———|———|———|
| 1 | Матем. | Чтение | Природ. |
| 2 | Матем. | Природ. | Чтение |
| 3 | Чтение | Матем. | Природ. |
| 4 | Чтение | Природ. | Матем. |
| 5 | Природ. | Матем. | Чтение |
| 6 | Природ. | Чтение | Матем. |
Теперь необходимо учесть пожелания учащихся. Для этого можно составить таблицу, в которой будут отмечены только те варианты, которые удовлетворяют пожеланиям:
| Временной слот | Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 |
|—————-|———|———|———|
| 1 | Матем. | Чтение | Природ. |
| 2 | Матем. | Природ. | Чтение |
| 3 | Чтение | Матем. | Природ. |
| 4 | Природ. | Чтение | Матем. |
Таким образом, можно удовлетворить пожелания учащихся четырьмя способами.